Методическая служба

ИОМ педагога
Темы по самообразованию педагогов на 2022-2023 уч.год

О методической службе в ДОО

Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи
Важное условие успешной деятельности методической службы ДОО – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.
Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Целями методической службы нашего ДОО являются: 

реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса; создание совокупности условий для эффективного развития ДОУ; обеспечение качества образовательных услуг в ДОУ, адекватному его статусу. 

Задачи методической службы: 

  • обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей; 
  • создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога; 
  • организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программ, в инновационных процессах; 
  • проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр. 

Функции методической службы ДОО

Играя важную роль в управлении ДОО, методическая служба нашего детского сада выполняет определенные функции. Так, в информационно-аналитическую функцию входят:

  1. анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
  2. вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
  3. оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
  4. установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
  5. анализ актуальных и перспективных потребностей  обучающихся и их родителей в образовательных услугах;
  6. анализ потребностей в развитии ДОО, осуществлении инноваций;
  7. поиск идей развития ДОО, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
  8. изучение передового педагогического опыта.

Важнейшими функциями методической службы являются прогнозирование и планирование. 

Прогностическая функция предусматривает:

  1. прогнозирование целей и задач деятельности ДОО
  2. формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;
  3. проектирование процессов развития дошкольного учреждения;
  4. проектирование последствий запланированных инновационных процессов.

Планирующая функция. План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планирование эффективно при соблюдении главных условий:

  1. определение уровня, на котором находится состояние работы ДОО;
  2. четкое представление об ожидаемом уровне;
  3. выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.

Планирование и прогнозирование можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОО в новое качественное состояние. 

Структура методической службы ДОУ

Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.

Педагогический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи. 

Рабочая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми. 

Временные исследовательские, проектные или творческие микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.). 

Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОУ и психолого-медико-педагогический консилиум. 

Три управленческих уровня методической деятельности

Методическая служба в нашем дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих уровней:

  1. стратегическом, 
  2. тактическом 
  3. информационно-аналитическом.

На стратегическом уровне (Педагогический совет) определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т. д. 

Тактический уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом. На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогам, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности. 

Организация деятельности на информационно-аналитическом уровне (Педагогический совет, аттестационная комиссия) обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне. Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы. Как известно, педагог – «профессия дальнего действия». Результат педагогической деятельности длительно формируется и виден только через определенное время, что требует постоянного привнесения в нее обоснованных педагогических инноваций, обеспечивающих изменяющиеся представления о формируемом образе современного человека. 

Деятельность педагогических кадров  направлена:

  1. на индивидуально-ориентированное воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;
  2. развитие интеллектуальных, творческих способностей;
  3. воспитание личности, формирующее духовно-нравственную сферу человека.

Работа с педагогическим коллективом 

Определение задач методической службы помогло нам выбрать наиболее эффективные формы работы с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом. Ими стали активные (формирующие) формы работы, которые позволяют: максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания и опыт; создать благоприятный психологический климат в коллективе; обеспечить оптимальные условия для обмена опытом; опробовать педагога в новой ­роли. 

Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж. Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс образования и самообразования педагога. 

Критерии эффективности работы методической службы

С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы. Эффективность нашей деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.

Для этого были определены критерии эффективности работы методической службы:

эффективность для ребенка:

  1. положительная динамика качества обучения и воспитания;
  2. отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
  3. дифференцированный подход к каждому ребенку;

эффективность для родителя:

  1. положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
  2. готовность и желание родителей участвовать в образовательном процессе;
  3. высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;

эффективность для педагога:

  1. положительный психологический климат в коллективе;
  2. заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  3. удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
  4. качественно организованная система повышения квалификации;
  5. высокий уровень профессиональной деятельности.

Каждый участник педагогического процесса должен иметь представление не только о характере собственной деятельности, но и о том, какие профессиональные знания, умения и навыки ему необходимы, чтобы обеспечить развитие детей, а также сохранить и укрепить их здоровье. Здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта.  

Таким образом, выбранная нами модель методической службы позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.

Комментарии запрещены.